Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для педагогов "Активный отдых в дошкольных группах"

Дата: 14 октября 2018 в 13:48, Обновлено 14 апреля 2020 в 16:52
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ  АКТИВНОГО  ОТДЫХА В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ
Изображение
Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигатель­ный режим. Основу его составляют ежедневные физические упра­жнения и игры в различных режимных процессах под руковод­ством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы.
В младших и средних группах должны преобладать занятия общеразвивающего характера: познавательная практическая деятельность, экскурсии, прогулки, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Для развития движения детей: физическая культура, музыкальные занятия, ритмика, игра.
Особое место занимают физкультурные досуги, которые планируются  во всех возрастных группах в дни каникул и ежемесячно в течение года.
Физкультурный  досуг проводится 2-4 раза в месяц по 20-30 минут. Содержанием его являются фи­зические упражнения, которые имеют форму веселых игр, забав, развлечений. Предусмат­ривается в основном фронтальная работа    с детьми, но при этом обеспечивается сила мы­шечной и эмоциональной нагрузки;
Рекомендуется организовывать в часы прогулок, строится на знакомом материале, может проводится с одной группой или с несколько близкими  по возрасту. Важную роль играет музыкальное сопровождение, элементы  украшения, атрибуты.
При разработке программы физкультурного досуга необходимо учитывать особенности физиче­ского развития детей данной возрастной группы, наличие сюрпризных моментов, подбор оборудования и атрибутов для игр.
Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый воспитатель должен проявить свою инициативу и твор­чество— это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учетом про­грамм для последующих физкультурных досугов.
Все программы физкультурных досугов для всех возрастных групп просматривают заведующий и заместитель  заведующего по ОД. Далее организуется их обсуждение в педагогическом коллективе, на котором воспитатели высказывают критические замечания и по­желания, обмениваются опытом по вопросам использования музыкального сопровождения, атрибутики к играм, изготовления эмблем, организации награждения. Однако следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов — это умелое руководство воспитателя, его творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.
                   Цель активного  отдыха – создать радостное бодрое настроение у детей, закрепить имеющиеся навыки, развить физические качества, способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности.
Содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновляемые путем введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.
Распределение  нагрузки осуществляется равномерно с постепенным нарастанием. Во вводной части – игры средней подвижности, в  основной части – большой подвижности, эстафеты, в заключительной – малой подвижности, спокойного характера.
По содержанию и композиции досуги могут быть разных вариантов:
I. Знакомые игры, упражнения, игры-задания, соревновательного ха­рактера:
* общая игра средней подвижности для всех детей;
* игровые задания соревновательного характера по подгруппам или командам / 2-3 задания/;
* игра большой подвижности для всех детей;
* игра малой подвижности, способствующая снятию нагрузки.
2. Разнообразные  основные движения  (бег, прыжки), спортивные упражнения:
* метание вдаль с места, с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, длинная скакалка для команд;
* езда на велосипеде но прямой, на скорость между начерчен­ными линиями, змейкой между  предметами, по линии на­рисованными на земле.
3. Строятся из элементов одной из спортивных игр  (баскетбола, хоккея):   
* бросание мяча о земли и ловля его двумя руками, одной, отбивание мяча с продвижением между предметами и передача друг другу разными способами, броски и ловля мяча, броски мяча в корзину на счет;
* игра-соревнование  команд в баскетбол на счет, высота шеста З м, длина - 4м, диаметр - 35 см.
4. Игры-эстафеты. Между играми дается задания, способствующие снятию физической нагрузки: кто быстрее перенесет яйцо в ложке, игра  на спортивное ориентирование – куда ведет дорожка, упражнения с цветам.
 Варианты 3 и 4 для детей старшего дошкольного возраста когда они усвоили -элементы данных игр на физкультурном  занятии.
5. Комбинированный вариант музыкального  и  физкультурного  досуга:
– разнообразные движения с предметами;
– танцевальные упражнения, игры, которые выполняются  под  музыку.
В программу каждого  варианта досуга необходимо включать художественное слово, песни на спортивную тематику, сюрпризные и импровизированные   номера, которое готовятся в тайне от детей.
Подготовительная работа к физкультурным досугам:
1. Составление конспекта.
2. Определение места и его оформление.
3. Подготовка атрибутов, разучивание игр, упражнений основных движений.
Начало может быть разным – построение, вход под музыку, свободный
вход и сообщение заданий, использование ситуации из сказки, игровое задание, игра.
Номера, включенные в программу  должны логически быть взаимосвязаны друг с другом. Выполнение каждого задания должно оцениваться воспитателем в виде похвалы, поощрений.
В календарном плане воспитатель перечисляет названия игр, заданий,
если хорошо знакомы – не раскрывает, а дает описание нового варианта, указывает дозировку, способы организации  детей  при выполнении заданий.
Физкультурные  праздники проводится 1 раз в квартал, продолжительность– в младшей  группе 20-30 минут, в средней–40-50 минут, в старшей группе– 50-60 минут. Планируются физические упражнения, игры с элемен­тами спорта, подвижные игры, спортивные уп­ражнения, игры-эстафеты, а также занима­тельные викторины и загадки.
         Организуются  на участке,  в зале, на лугу, на стадионе, в  зависимости
от природного  окружения,  времени года, состояния  погоды.
         Чтобы на нарушать режим жизни, надо организовывать физкультурные  праздники второй половине дня. При условии их проведения в  дни каникул и в Дни  здоровья –  в первую  половину   дня.
         Допускается объединение  нескольких групп.
         Варианты  проведения  физкультурных  праздников:
         1. Праздник, целью которого является пропаганда значимости физкультуры  и  спорта, привлечение  детского и  взрослого населения к разнообразной физкультурной и спортивной  деятельности. Характерны следующие названия и девизы: «Веселые старты»,  «Олимпийские надежды», «День волейбола», «День футбола», «праздник Нептуна», «Мы–физкультурники», «День эстафет».
2.Физкультурные праздники, посвященные чувствованию  труда людей разных профессий.  Задача – воспитание и уважение к людям  труда, закрепление  знаний о разных профессиях и  трудовых действиях. Должно быть сочетание традиционных игр и физкультурных упражнений имитирующие  различные профессии:  матросы на вахте,  кто построил красивый домик. Приглашаются  ветераны, воины, молодые рабочие, которые принимают участие в выступлениях, соревнованиях, подводят итоги, поздравляют  и награждают детей.
З. Совместные праздники детей и родителей:  «Всей семьей  на старт», «Семейный  поход», «Мама, папа, я – спортивная семья». Они содействуют вовлечению  детей и взрослых к совместному занятию физкультурой,  повышают интерес  взрослых к жизни д/с.   
4. Игры.
5. Эстафеты для взрослых и детей, в которых дети выступают вместе с родителями, соревнуются друг с другом.
Обязательный компонент праздника – сюрпризный момент.
 Для руководства подготовки праздника выбирается оргкомитет и комиссия, которая утверждается на производственном собрании всего коллектива, ее обязанность составить программу в которой отражается:
– цель, задачи, место и время проведения, состав комиссии, участники.
– предварительная  работа: распределение обязанностей  между  музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания,  подготовка спортивного участка. 
–далее составляется  сценарий праздника в зависимости от выбранного ва­рианта проведения. Окончательное утверждение сценария происходит на педсовете, где утверждается ведущий праздника.  Оформлением занимается группа, ответственная за художественное оформление: объявление для родителей,  приглашения для гостей,  выставки и стенды на спортивную тематику, плакаты и транспаранты. Рекомендуется использовать участие детей. – открытие праздника начинается с торжественной части–построение, приветствие,  представление жюри, открытие завершается  подъемом флага или парадом участников.
– после торжественной части рекомендуется проводить показательные  выступления с атрибутами и без: акробатика<sub>,</sub> ритмическая гимнастика. Выступления могут быть групповыми и индивидуальными. Физкультурные номера должны чередоваться с исполнением песен, чтением,    с показательными номерами, могут выступать и приглашенные.
– подведение  итогов идет по ходу праздника, на табло выставляется очки. Ведущий, жюри должны заботиться о поддержке,  взаимоуважении.
– в конце физкультурного праздника – общее подведение итогов, вручение памятных медалей,  значков, эмблем, исполнение  любимых песен, показ театра, концерт, круг почета, спуск флага  соревнования.
В системе мероприятий, направленных на укрепление здо­ровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.
В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятель­ностью детей, включая мероприятия, предусмотренные програм­мой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время го­да пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо  максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор. парк, берег залива и т. п.). Так, для детей старших групп пеший поход проводится  в два перехода: 30—40 мин движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо орга­низуется активный отдых (игры, упражнении в природных усло­виях, игры-забавы, загорание и т. п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т. п. В зимний период предпринимаются лыжные походы, основные задачи которых—развитие навыков самоорганизации, дисци­плинированности, воспитание чувства товарищества, взаимовы­ручки. Продолжительность лыжных походов в старшей группе до 1,5 час, дистанция — 2-2,5 км (в два перехода).
Для детей средней группы организуются походы продолжи­тельностью 15—20 мин в один конец, для второй младшей груп­пы – походы продолжительностью 10—15 мин.
Планируя поход, необходимо продумать такие вопросы, как места от­дыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражне­ниях.
О времени проведения и программе предстоящих Дней здо­ровья и дети, и родители извещаются заранее.
         Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему появление сказочных пер­сонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоцио­нального тонуса детей и взрослых. В мероприятиях желательно участие ро­дителей, так как они-то в первую очередь должны понимать, что подобные Дни здоровья способствуют приобщению детей к заня­тиям спортом, пропаганде физической культуры и спорта в семье.
Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отды­ха детей, в связи, с чем отменяются все заня­тия. Эти формы могут носить тематический характер - "Спорт — наш друг!", "Весенние мотивы", "Зимние приключения". Они включа­ют знакомые детям подвижные игры, эстафе­ты, разнообразные движения, танцы. Празд­ники организуются на территории дошкольно­го учреждения, стадионе, в лесопарке. Руко­водитель физического воспитания оказывает организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке физкультурно-оз­доровительных мероприятий в режиме дня (комплексы утренней гимнастики, упражнения после сна, подвижные игры и физические уп­ражнения на прогулке) и по необходимости включается в эту деятельность.
         Сценарии физкультурных праздников, дней здоровья составляются совместно: руководи­телем физического воспитания, инициативной группой и администрацией дошкольного уч­реждения.
Физкультурное занятие с элементами туризма представляет собой пешие и лыжные прогулки. Проводится в естественных условиях с целью реализации двига­тельной потребности детей, совершенствования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, повышения выносливости и устойчивости организма к небла­гоприятным воздействиям внешней среды. Длительность пеших и лыжных прогулок за­висит от возраста, физической подготовленности детей, погоды и времени года. Физкультурное занятие с элементами туризма проводится 1 раз в неделю, начиная со старшей сту­пени дошкольного образования  с 5 лет)
Хочется подчеркнуть, что Дни здоровья, физкультурные досу­ги, физкультурные праздники, физкультурное занятие с элементами туризма способствуют не только физическо­му развитию детей, но и их нравственному воспитанию, форми­руют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей об­щими целями.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ,
ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ
Во время каждого туристического дохода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо  всякий  раз  четко  разрабатывать  маршрут,  определять места остановок, необходимые снаряжение, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похо­да воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять уча­стие в походе.
         Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.
Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.
1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.
2. С детьми должны идти не менее двух взрослых.
3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.
4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.
5.  При переходе улиц, дорог воспитатель должен соблюдать правила дорож­ного движения.
6.  Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
1. Строго подчиняться воспитателю.
2. Без разрешения не рвать растений.
3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.
4. Всегда оставлять место отдыха чистым.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.