Тема: Организация и совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя как средство повышения качества урока
Цель педсовета: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности.
Задачи:
- раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;
- рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;
- проанализировать результативность применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся педагогами УО;
- выработать рекомендации по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний.
План проведения педагогического совета
Вступление директора УО Котова Е.А. (организационный момент: цель и задачи педагогического совета).
1. Организация и совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя как средство повышения качества урока.
1.1. Теоретические и методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся (Заместитель директора по ОД Абазовик Е.Е.).
1.2. Осуществление оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения(Учитель начальных классов Телюк С.В.).
1.3. Методический арсенал методов, форм и приемов по формированию навыков контроля и оценки на уроках в начальной школе (Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования Белявская Н.А.) .
1.4. Формирование мотивации к учению через грамотно организованную контрольно-оценочную деятельность на уроках естественно-математического цикла (Учитель математики Булицкая А.В.).
1.5. Особенности оценки результатов учебной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла (Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Фёдорова Н.В., учитель немецкого языка Подольская Т.В.).
1.6. Особенности оценки результатов учебной деятельности учащихся по физической культуре и здоровью (Учитель физической культуры и здоровья Алексиевич В.С.).
2. Проект решения педагогического совета.
3. Рефлексия педагогического совета.
Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – основная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений и изменений его качества.
Главная задача любого образовательного учреждения - обеспечение более высокого качества образования. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации, как о процессе, так и о результатах образования.
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность данного вопроса не снижается, и это остается сложнейшей педагогической проблемой.
Сегодня на педсовете мы вместе с Вами попробуем еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.
СЛАЙД Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять.
Нормативные документы, регулирующие контрольно-оценочную деятельность.
1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утверждённых приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 №674, основанных на десятибалльной системе оценивания, введённой Министерством образования ещё в 2002 году.
2. Изменения и дополнения в приказ №674 от 29.05.2009 пп.2.1 и 2.2 (оценка результатов учебной деятельности на I ступени общего среднего образования по учебным предметам «Русский язык», Белорусский язык», «Математика»), утверждённые приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.09.2010 №635.
3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, утверждённые постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №93.
4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждённые Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 20.06.2011 №38.
5. Учебные программы по предметам.
6. Образовательные стандарты, утвержденные Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 №125.
Прежде всего это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введена МО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.
Идея не нова. СЛАЙД Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала. Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, племяннице Петра I. Оценки тогда были словесными, семантически многообразными в пределах полярных понятий "хорошо - плохо". Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:
НУ – не знал урока;
НЧУ – не знал части урока;
НЗ – не знал задачи;
ЗУНТ – знал урок не твердо;
ВИ – все исполнено;
ВИЗ – все исполнил с избытком.
Вы видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10-баллки:
1-2 – низкий уровень;
3-4 – удовлетворительный;
5-6 – средний;
7-8 – достаточный;
9-10 – высокий.
Первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).
Второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.
Третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.
Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок – от 6 (Польша) до 100-балльной (Япония). Молдова, Беларусь, Латвия – практикуют оценки по 10-балльной системе, на Украине принята 12-балльная, во Франции и ряде ее бывших колоний (например, в Тунисе) давно уже действует 20-балльная. В США принята 5-балльная (правда, вместо цифр там используют буквы - A, B, C, D, F), но итоговые тесты, которые сдают по окончании каждого полугодия, оценивают по 100 баллам. В школах Украины введена 12-балльная система оценивания. Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». Учащийся, оканчивающий школу с такими оценками, награждается золотой медалью.Во Франции учатся по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило – 18 баллов. Французы твердо уверены, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 – господин учитель. Высший пилотаж – заработать 14-16 баллов. Большинство французских «хорошистов» получают от 10 до 12-14 баллов.
В Германии принята 6-балльная система оценок, 6 баллов самая низкая отметка. Правда, оценки ставятся в обратном порядке. Наивысшая оценка – 1, самая плохая – 5. Напоминает спортивные разряды.В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок.Очень интересна система оценки знаний в японской школе. Индивидуально уровень знаний учащегося не оценивается. В конце четверти выставляется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Однако в последнее время все чаще можно слышать мнение, что это не совсем объективно, и, возможно, скоро в Японии откажутся от этой системы.
Школьное образование в Китае использует буквенную и процентную шкалы оценок:
A 90-100% - отлично
B 80-89% - хорошо
C 70-79% - средне
D 60-69% - удовлетворительно
F 0-59% - неудовлетворительно.
В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся СЛАЙД в начале 2009 года были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в новой редакции.Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе («1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и «10» баллов).
СЛАЙД Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители.
Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
СЛАЙД Результаты анкетирования
- Вашему вниманию представлены результаты анкетирования учащихся и педагогов по проблеме «Школьная отметка», «Школьная оценка», «Направленность на отметку».
Направленность на отметку
Да |
Нет |
||
1 |
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? |
50% |
50% |
2 |
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? |
50% |
50% |
3 |
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? |
61% |
39% |
4 |
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? |
35% |
65% |
5 |
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? |
41% |
59% |
6 |
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? |
39% |
61% |
7 |
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? |
39% |
61% |
8 |
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? |
74% |
26% |
9 |
Тревожит ли тебя ожидание опроса? |
57% |
43% |
10 |
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? |
38% |
62% |
11 |
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? |
56% |
44% |
12 |
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
83% |
17% |
В анкетировании принимали участие 9-11 классов (15 человек). Исследование показало, что половина опрошенных учащихся реагируют на полученные отметки. Примечательно, что 83 % опрошенных положительно ответили на вопрос: «После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?» Несмотря на то, что 61 % учащихся не волнует реакция сверстников на полученную отметку, 50% учащихся не беспокоит какие отметки у учащихся класса, однако 57% школьников тревожит ожидание опроса.
Анкетирование учащихся «Школьная оценка» (слайд)
В анкетировании «Школьная отметка» принимали участие 41 учащийся 5-11 классов. Подавляющее большинство респондентов (66%) понимают, что отметки в школе необходимы для определения знаний учащихся. (1 человек – для родителей). 17% (7 человек) –а, б, е.
На вопрос: «Хотелось бы тебе учиться без отметок?» 13 человек (32%) анкетируемых ответила положительно, 28 человек (67%) - отрицательно. Причину необходимости отметок учащиеся объясняют возможностью понять свой уровень знаний и умений, отметка – стимул, а желание учиться без отметок аргументируют возможностью не расстраивать родителей (5 класс).
Причину несогласия с отметкой учителя 1 учащийся видит в занижении отметки (2%), в наличии любимых учеников 1 учащийся (2%), «Таких проблем не возникает» ответили 84% респондентов (34 ученика), 5 учеников (12 %) считают, что учитель невнимательно слушает ответ.
Практически все учащиеся при выставлении отметок советуют учителю:«быть внимательными (слушать внимательно), выставлять отметки объективно (справедливо), учитывать все аспекты, относиться ко всем одинаково, быть добрее, не ставить сразу плохую отметку, давать шанс исправить, выставлять не ставить плохих отметок…» НИЧЕГО, ОНИ ЗНАЮТ, КАКУЮ ОТМЕТКУ ПОСТАВИТЬ.
20 обучающихся (49 %) понимают, что плохая отметка им выставлена за плохо подготовленное домашнее задание, 5 учащихся (12 %) за нежелание выполнять задание. С плохим настроением учителя учащиеся вовсе не связывают низкие отметки, по 1 учащемуся (2 %) считают, что рассердили учителя своим поведением и не успевают на уроке, 2 учащихся (4 %) объясняют плохую отметку с отсутствием возможности учиться лучше.
На вопрос: «Почему учащиеся хотят получать хорошие отметки» 6 учащихся (15 %) ответили, что «родители будут довольны», 5 человек (12 %) - «приятно для себя», 13 человек (32 %) – «показатель хороших знаний» и 17 человек (41 %) «родители будут довольны» и «показатель хороших знаний».
48% анкетируемых волнует получение плохой отметки («мне обидно»), 7% (3 ученика) ответили «я расстраиваюсь и не хочу учиться», также 7% (3 ученика) ответили «мне всё равно». 54 % учащихся (22) при получении плохой отметки боятся наказания родителей, причём это респонденты из 5,6 классов.! Зачитаю советы, которые дали школьники педагогам
Анкетирование педагогов «Школьная оценка» (слайд)
Анализ анкетирования педагогов показал следующее:
На вопрос какими критериями вы руководствуетесь при выставлении отметок основная часть педагогов (84 %) соотносит ответ с требованиями программы и сравнивает знания с установленными нормами. Все педагоги понимают необходимость оценивания в образовательном процессе и комментирование выставленных отметок. 97% учителей считают, что оценка влияет на учебную мотивацию. Большая половина учителей 9 (69 %) часто ставит неудовлетворительные отметки, когда ученик не готовит домашние задания, когда не работает на уроке, не справляется с письменными работами (филологи). При оценивании большинство использует словесное поощрение 12 (92 %). Большинство педагогов 8 (64 %) при несогласии ученика с выставленной отметкой объясняют, аргументируют её в соответствии с нормами, предлагают учащемуся улучшить отметку (дополнительный вопрос, задание, аналогичное задание и т.п.) 3 педагога (23 %).
Все педагоги считают, оценка влияет на мотивацию. Большинство педагогов 11 (85 %) используют нетрадиционные формы оценивания: символы, словесная похвала, взаимооценка, самооценка, тестирование, рефлексия.
Среди трудностей, которые испытывают педагоги УО при оценивании знаний и умений учащихся перечислены следующие:
трудности в оценке устных ответов;
не всегда критерии оценивания позволяют видеть индивидуальную траекторию развития ученика;
отметки «1 и 2» не работают;
сложно учитывать при оценивании невыполненную домашнюю работу и активную работу на уроке;
непринятие выставленной отметки;
непринятие родителями неуспехов ребёнка;
оценивание при переходе с первой на вторую ступень обучения;
ответа учащегося у доски;
оценка слабого ответа учащегося.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
СЛАЙД Неслучайно сегодня эпиграфом педсовета взяты слова Е.Ильина: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». (Ильин Евгений Николаевич — советский и российский педагог, учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда. В 1960-70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.)
Задача каждого из нас строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много.Любая отметка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия – оценка и отметка
т. к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
СЛАЙД Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо;
отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Как вы думаете, что первичнее: отметка или оценка?
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
СЛАЙД-многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
— краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
— отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
— общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях.
СЛАЙД В чём же заключается смысл комментирования отметок?
во -первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
СЛАЙД А что же такое контроль? Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
СЛАЙДЧто нужно знать о контроле?
- Вид контроля
- Цель
- Сроки проведения
- Как провести?
- Что должно проверяться?
СЛАЙД
Какие же основные виды контроляразличают:текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.
Текущий контроль – подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Итоговый контроль – производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения.
СЛАЙД Что же должен знать учитель, идя на урок?
- что должно проверяться
- кто должен опрашиваться
- какой ожидается эффект от проведения проверки
- какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки
СЛАЙД У вас на листах таблица с видами контроля. Найдите соответствие, отметить знаком «+» (возможен не один вариант).
Поурочный контроль Тематический контроль Итоговый
контроль
+ сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала.
+ носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
+ заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
+ производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения.
+ оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам, а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
+ осуществляется посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся.
+ осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах
СЛАЙД Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся.
«Кто больше?»
Написать за 2 мин. методы контроля, которые вы знаете.
К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.
СЛАЙД КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД КОНТРОЛЯ?
- определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой
- обнаружение достижений и успехов учащихся
- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений
- создание условий для включения школьников в активную деятельность
- обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
- воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Сколько функций имеет данная система? (5 функций)
СЛАЙД КАКИЕ? (образовательная, контролирующая, диагностическая, стимулирующая и социальная).
РАБОТА В ГРУППАХ
Насколько успешно реализуется 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся покажет предложенное задание Название функций и толкование разделены.
1. Соотнести. Определите, как можно реализовать на уроке.
Образовательная функция |
Сущность:
|
Контролирующая функция |
Сущность:
|
Диагностическая функция |
Сущность:
|
Стимулирующая функция |
Сущность:
|
Социальная функция |
Сущность:
|
СЛАЙД Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Ведь оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. А успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желания учиться. Сейчас опытом контрольно-оценочной деятельности поделятся наши педагоги.
- Осуществление оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения(Учитель начальных классов Телюк С.В.).
- Методический арсенал методов, форм и приемов по формированию навыков контроля и оценки на уроках в начальной школе (Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования Белявская Н.А.) .
- Формирование мотивации к учению через грамотно организованную контрольно-оценочную деятельность на уроках естественно-математического цикла (Учитель математики Булицкая А.В.).
- Особенности оценки результатов учебной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла (Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Фёдорова Н.В., учитель немецкого языка Подольская Т.В.).
- Особенности оценки результатов учебной деятельности учащихся по физической культуре и здоровью (Учитель физической культуры и здоровья Алексиевич В.С.).
СЛАЙД Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
СЛАЙД Памятка учителю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя
1 |
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. |
2 |
Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки. |
3 |
Объективная и систематическая оценка (и отметка) стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. |
4 |
При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. |
5 |
Отметки выставляются за:
|
6 |
Что проверять?
|
7 |
Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка. |
8 |
Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание |
9 |
Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка. |
10 |
При анализе ответа учитель определяет:
|
11 |
Выставление отметок в дневник - обязанность учителя. |
12 |
Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму |
13 |
Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. |
14 |
Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. |
15 |
Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле |
16 |
Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ |
17 |
Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала. |
18 |
Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструктивно-методическим письмом» объёмом работы. |
19 |
Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке. |
20 |
Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят. |
21 |
Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе. |
22 |
Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, к необъективным отметкам за четверть, год. |
23 |
При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи". |
24 |
Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше. |
25 |
Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками. |
26 |
Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ. |
27 |
Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки. |
28 |
Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство. |
29 |
Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса. |
СЛАЙД Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
Нельзя выставлять отрицательную отметку:
1.По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2.Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
3.Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4.В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5.На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6.В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7.На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8.Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9.Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная отметка по данному предмету.
10.При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
СЛАЙДУчителю следует помнить, что формы, приемы и методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не вызовет у учащихся негативной реакции, она станет стимулом к углублению знаний, к совершенствованию умений, к видению роста своих достижений. В настоящее время перед учителем стоит задача развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».
Сегодня мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Контрольно-оценочная деятельность была, есть и будет постоянной составляющей образовательного процесса и подлежит развитию.Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
Я благодарю всех за работу и предлагаю проект решения педагогического совета.
1. Руководителям методических объединений до 30.05.2020:
1.1. продолжить изучение теоретических основ оценочной деятельности и организовать работу по обобщению опыта педагогов в системе оценки качества образовательного результата на заседаниях МО;
1.2. провести занятия с педагогами по изучение обновлённых образовательных стандартов общего среднего образования (требования к результатам освоения содержания образовательной программы);
1.3.разработать рекомендации по организации совершенствования контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний;
2. Заместителю директора по ОД Абазовик Е.Е.:
2.1. на сайте УО создать банк методических разработок уроков по предметам с целью распространения опыта контрольно-оценочной деятельности учителядо 30.05.2020;
2.2. в рамках системы преемственности первой и второй ступениорганизовать и провести мастер-классы для педагогов первойступени по организации само- и взаимоконтролядо 30.05.2020;
2.3. разместить материалы педагогического совета на сайте УО для использования в работедо 10.03.2020.
2.4.внести в план самоконтроля на 2020/2021 учебный год вопрос «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности» до 31.09.2020.
РЕФЛЕКСИЯ