Задания, способствующие развитию умения видеть проблемы:
Умение видеть проблему – свойство, которое характеризует мышление человека. Развивается оно в самых разных видах деятельности, и все же подбираю такие упражнения и методики, которые помогут в решении этой задачи.
1. Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами:
- На ладонь снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?
- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.
- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?
- Докажите своё предположение.
2. Продолжи предложения:
Барбос растянулся на солнце, а...
Барбос растянулся на солнце, чтобы...
Барбос растянулся на солнце, когда...
Барбос растянулся на солнце, где...
3. Придумай рассказ, используя данную концовку:
1)Мальчик покраснел от стыда.
2)Теплоход пристал к пристани.
3)Канарейка вылетела в окно.
4)Хорошо жить на свете, когда есть друзья.
5)Зайчика ребята решили выпустить на волю.
6)Радостные ребята вернулись домой.
4. Сократи предложение
Учитель произносит предложение, дети осмысливают его. Затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, но сохраняя основное содержание, например:
Оля читает бабушке интересную книгу о животных.
(Оля читает бабушке книгу. Оля читает бабушке. Оля читает.)
Попробуйте сократить эти предложения:
Летом часто идут проливные дожди.
Утром Вова ел рисовую кашу.
Мимо дома ехала грузовая машина.
Вышитое полотенце Лена подарила своей сестре.
Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.
5. «Новое назначение предмета»
Учитель показывает детям какой-либо предмет и просит детей придумать как можно больше нетрадиционных способов применения и использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, чем их больше, тем лучше .Это могут быть такие предметы как: карандаш, коробка из-под конфет, трубочка для коктейля и т.д. Это задание позволяет ребёнку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации.
Развитие умений выдвигать гипотезы
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, затем оценивать их вероятность. Предлагаю насколько заданий, которые способствуют выработке умений выдвигать и строить гипотезы:
1. «Давай подумаем вместе»
Почему осенью листья опадают с деревьев?
Почему кошка видит в темноте? Почему идет дождь?
Почему облака плывут по небу? Отчего на небе радуга?
Почему человек не умеет летать, как птицы?
Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.
Предлагаю несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Делая предположения, мы используем слова:
- Что если…. - Допустим…. - Предположим…. - Возможно…
2. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
Можно предложить следующие предметы:
Шариковая ручка, зеркало чайник, яблоко,
3.Вспомни сказку Н.Толстого «Три поросёнка», как ещё могли бы развиваться события?Придумайте несколько провокационных идей.
4.Задание «Найди причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы
Падают листья с деревьев;
По улице идет курица с цыплятами;
Друзья поссорились и т.д.
Проехала старинная карета;
Мужчина идет по улице с игрушечным ведром;
Упражнения, способствующие развитию умения задавать вопросы
Для развития умения задавать вопросы, можно использовать самые разные упражнения.
Учитель внимательно следит за постановкой вопросов, корректирует их, учит правильно построить вопрос, так, чтобы вопрос не предполагал односложный ответ. (Можно и наоборот).
- Учитель кладет на стол какой либо предмет. Предлагает ребятам задать вопросы, которые помогут узнать о данном предмете что-то новое. Предметы могут быть самые разные.
- К доске выходит ученик. Учитель даёт ему карточку, на которой написан вопрос. Ученик должен так на вопрос ответить, чтобы остальные дети должны догадаться, какой был вопрос. Вопросы могут быть самые разные:
Сегодня идёт на улице дождь?
Ты читал сказки К. Чуковского?
Что такое цунами?
Почему у нас не живут обезьяны?
3.Найди причину события с помощью вопросов:
Предлагаю детям ситуацию, и просит детей объяснить, почему так случилось. Ситуации могут быть самые разные, например:
Курица ведёт своих цыплят на другой конец деревни;
На дереве остался всего один листок;
Саша утром положил свою тетрадь в портфель, но в школе тетради у него не оказалось.
Упражнения на развитие умений давать определения понятиям
Учителю всегда надо помнить, что есть несколько правил определения. К ним относятся:
1. Определение должно быть соразмерным.
2.Определение не должно содержать «порочного» круга, т.е.недопустимо определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само в свою очередь определяется через него.
3.Оределение должно быть четким и ясным.
4.Недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.
1. Предлагаю детям следующее задание:
Представьте себе, что на нашу планету прилетели инопланетяне, которые многие предметы увидели здесь впервые. Попробуй рассказать им, как можно короче что это такое:
Груша, стул, машина, шариковая ручка, газета, мальчик, добрый, спокойный.
Самолет, мяч, одеяло, снег, друг, листок, стекло, бежать.
Лимон, чемодан, ключ, шкаф, компьютер,
(Например: шкаф - это предмет мебели, в котором хранят вещи, например, книги, одежду)
2.Важным средством развития умения давать определение понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Такими они становятся тогда. Когда учитель смотрит на них не просто как на забаву, а как на серьезное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка-это вторая половина определения, её определяющая часть.
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (ландыш)
Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (слон)
3.Игра «Причины и следствия»
Учитель предлагает детям столбик слов, предлагая разбить их на два столбика:
Причина: Следствие:
Небо темное, скоро пойдет дождь.
Мороз, снег, зима. Хорошее настроение, пятерка.
Дождь, холод, плащ. Опадают листья, осень.
Кто много читает - тот много знает. Катя много читает.
Значит, она много знает.
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности
1.Детям рассмотреть какой-либо предмет, например, игрушку.
Затем этот предмет убирается. Ребёнку надо вспомнить и назвать все детали предмета. Затем предмет рассматривается вновь, и отмечается, что назвали, а что нет.
Следующий этап – нарисуем изученную вещь по памяти. Это упражнение надо повторять периодически, меняя предмет для наблюдения.
2.Задание « Найди отличия» требует аналитического мышления. Надо найти различия на иллюстрациях. Можно усложнить это задание, дав время на изучение иллюстраций, а потом учитель закрывает изображение, дети должны самостоятельно назвать различия:
3.Задание «Заполни таблицу»
Учитель предлагает детям заполнить таблицу, представив, как будут выглядеть предметы сверху, слева, справа.
4.Задание «Опиши предмет»
Учитель предлагает детям во время прогулки или экскурсии найти интересные на их взгляд предметы (листья, ракушки, камешки, перья, раковины и т.д.). дети должны подумать, на что похож каждый предмет, и описать его как можно подробнее.
.
Упражнения, направленные на развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.
1. «Проверь правильность суждения»
Суждения могут быть разные:
1)Саша в желтой майке. Вот мальчик в желтой майке.
Следовательно, он – Саша.
2)Все русские люди говорят по-русски. Майкл говорит по-русски.
Значит, Майкл-русский.
3)Пингвины живут на Южном полюсе. Наташа увидела пингвина.
Следовательно, Наташа – на Южном полюсе.
4)Все, кто летает - птица. Самолёт летает. Значит, самолёт-птица.
Развитие умений и навыков экспериментирования
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используемый практически во всех науках. Эксперимент предполагает воздействие человека на предмет исследования. Эксперимент проводят как в лабораторных условиях, так и в естественных. Любой эксперимент проводят с целью проверки и сравнения. Надо отметить, что эксперимент можно провести и мысленно, в уме.
1. Учитель предлагает детям провести мысленный эксперимент. Данные эксперименты предложил английский психолог, специалист в области обучения одаренных детей Джоан Фримен:
- Что можно сделать из куска бумаги? - Что будет, если все станут выше ростом? - Что нужно сделать для того, чтобы накормить все человечество?
Предлагаю ёще несколько задач подобного рода:
- Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?- Что надо сделать, что бы было меньше мусора? - Что будет, если люди научатся читать мысли других людей?
Предложите детям провести мысленный эксперимент с подброшенными вверх листом бумаги и камешком. Что быстрее упадет на землю?
2.Можно предложить детям более сложный эксперимент. Читаю детям неоконченный рассказ.
Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась.
Представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали?
Представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала?
Представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу.
Что сказал бы Саша?
Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами. Это могут быть разнообразные опыты, которые мы проводим на уроках, во время внеклассных занятий по предмету. Дети сами в состоянии провести небольшие опыты, сделать вывод.