Формирование звуковой стороны речи в норме
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков, которые появляются у детей в разные возрастные периоды.
На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только лишь простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: «мама», «папа», «баба». К концу года у малыша появляются и первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».
К двум-трем годам ребенком усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
На четвертом году жизни у детей в норме появляются такие звуки, как С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж могут произносится недостаточно четко, пропускаться, заменяться звуками т, д, ф, в. Звуки ч, щ заменяются на ть, ц, сь («чайка» – «тяйка», «щётка» – «сётка»).
В 5 лет вышеперечисленные звуки произносятся уже четко, могут лишь возникать ошибки в их произнесении в трудных, малознакомых словах. Недостаточно сформированными в этом возрасте могут являться сонорные звуки (л,р,рь)
К 6 годам в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
Возраст ребенка |
Звуки, появившиеся в речи |
1 год – 1,5 года |
б, к, т, в, ф |
1,5 года – 2 года 5 мес. |
с, сь, з, зь, й, ль |
2 года 8 мес. – 3 года 5 мес. |
ш, ж, щ |
4 года – 4 года 6 мес. |
ц, ч, л |
4 года 6 мес. – 5 лет |
р, рь |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Период от 0 до 1 года
Возраст |
Основные показатели |
Понимание речи |
1 месяц |
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении. |
|
2 месяца |
Улыбка при общении со взрослым. |
|
3 месяца |
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление (произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно сочетание с согласным г, например,« у-у-у» или «гу-у-у» |
Прислушивается к голосу. Адекватно реагирует на интонацию. Узнает знакомые голоса. |
4 месяца |
Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей, например, папу и маму; на незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. |
|
5 месяцев |
Дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание (например, на лице говорящего). Начинает распознавать неречевые звуки (шум машины, лай собаки). Певучее гуление. |
|
6 месяцев |
Лепет (многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»). |
|
7 месяцев |
Готовность к совместной игровой деятельности. Ориентация на звучащую игрушку. |
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, Дай ручку, нельзя и т.п.). |
8 месяцев |
Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам»,(уже не многократное повторение, а два открытых слога: «ба-ба», «па-па»). Однако ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. |
|
9 месяцев |
Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки». |
|
10 месяцев |
Использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. |
Ситуационное понимание обращенной речи. Понимание названий отдельных предметов. |
11 месяцев |
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией. |
|
1год |
Использование 3-4 «лепетных слов». Понимание простой инструкции (дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Подражание звукам речи взрослых, голосам животных и звукам разных предметов. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама», «дядя». Знает, как его зовут. С удовольствием смеется. |
После года может показать предметы на сюжетных картинках (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?»). Понимает слово «НЕТ» . |
Развитие детской речи от 1 года до 2 лет
Возраст |
Активная речь |
Понимание речи |
1 год 3месяца |
Словарный запас - 6-10 слов. |
Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.) Показывает предметы на сюжетных картинках. |
1 год 6 месяцев |
Показывает 1 из частей тела, словарный запас – 7 – 20 слов. |
Узнает предметы на картинках, пытается называть (в переделах своего словарного запаса) |
1 год 9 месяцев |
Показывает три части тела. Появляется фраза из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются около 5 названий действий («ди», «бух»). В слове воспроизводится один слог (ударный) или два одинаковых: га-га, ту-ту. Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам исполъзует глаголы («писи», «ниси», «ди», «дай»). |
Понимает обозначаемые на картинках действия. Выполняет инструкции типа: «покажи, кто спит», «кто сидит». Выполняет двухступенчатые инструкции («Пойди в кухню и принеси чашку») Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?») Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит, когда ему читают. |
2 года |
Показывает 5 частей тела. Знает около 50 слов ( в т.ч. «да, «нет», «еще»). Появляются прилагательные. Предложения из 2- 3 слов. Согласуются предметы и действия («машина едет», «я хочу») |
Развитие детской речи
от 2 до 6 лет
Возраст |
Активная речь |
Понимание речи |
2года 6 месяцев |
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне. Использует предложения из 2-3 - 4 слов, сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры «один», "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе «один». Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. |
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее). |
3 года |
Словарный запас - более 500 слов. Предложения из 3 и более слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст. Понимает значение простых предлогов (выполняет задания типа: «положи кубик под чашку / в коробку»). Часто задает взрослым вопросы. Говоря, рассказывает свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, формы предметов. |
Понимает сложноподчиненные предложения («Когда мы придем домой, я буду ...»). Понимает Вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию («Сначала вымоем руки, затем будем обедать»). Понимает значение простых предлогов и множественного числа. |
3-4 года |
Словарь около 1500 сло8. Говорит предложениями из 4-5 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Использует выражения типа: «Я думаю, что ...», «я надеюсь, что ...». Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. |
Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. |
4-5 лет |
Словарь около 3000 слов. Пользуется предложениями из 5- 6 слов; всеми типами предложений, в том числе и сложными. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий). Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Умеет пересказывать. Правильно произносит практически все звуки. Считает до 10. Знает свой адрес. Определяет право-лево у себя, но не у других. |
Выполняет словесные задания с предлогами «сзади», «между», «рядом», «к» и т.п. Понимает условное предложение со словом «если». Понимает грамматическую форму предложений типа: «Картина была нарисована Машей». |
6 лет |
Словарь около 4000 слов. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Все звуки произносит правильно. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. |
Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. |
Советы родителям по развитию правильной речи детей
- С самых первых дней много разговаривайте с ребенком, вызывайте его на "разговор" и отвечайте на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка.
Помните:
маленькие дети обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.
- Следите за развитием речи своего ребенка.
Если вы увидели, что что-то не так – обратитесь к специалисту.
В первую очередь необходимо посетить лор-врача, чтобы проверить состояние слуха у ребенка. Если слух развит нормально, то следующий на очереди специалист - невропатолог или психолог. Он поможет разобраться, действительно ли имеется задержка в развитии речи или перед нами вариант индивидуальной нормы.
- Если установлена задержка развития речи и ее причины, то стоит начать заниматься с ребенком. Если причина ее лежит скорее в области здоровья, то занимаются осторожно, не форсируя события (особенно если ребенку еще не исполнилось 2,5 года) и стараясь не вызвать у ребенка негативной реакции. Если речь идет скорее о факторах среды, то можно действовать смелее и решительнее, по возможности вовлекая в процесс всех членов семьи.
- Все занятия с ребенком дошкольного возраста проходят в форме игры.
Игры родителям может порекомендовать психолог или логопед, но можно придумать их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
В заключение хотелось бы предостеречь родителей от чересчур легкомысленного отношения к задержке развития речи.
Несмотря на большие индивидуальные вариации, существуют вышеописанные нормативы, и если развитие ребенка существенно отклоняется от них, то это повод для начала серьезной и кропотливой работы. И чем раньше она начата, тем лучше результаты.
Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем - по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам.
Список сайтов, на которых Вы можете найти более подробную информацию по данной проблеме, а также по другим интересующим Вас вопросам:
1. http://www.logopedspb.ru
2. http://adalin.mospsy.ru
3. http://www.solnet.ee
4. http://www.boltun-spb.ru
5. http://www.logopedplus.ru
6. http://www.r-vmeste.ru
7. http://www.medkrug.ru