Слайд 1. Тема: Компетентностный подход как возможность повышения качества образования
Слайд 2. Цель педсовета: мотивация деятельности педагогов по осуществлению компетентностного подхода, как средства достижения современных целей образования, при организации образовательного процесса
Слайд 3. Задачи:
- Проанализировать особенности традиционного и компетнтностного подходов к организации образовательного процесса;
- Создать условия для повышения мотивации педколлектива к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса;
- Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе компетентностно подхода.
Форма проведения педсовета: проблемный педагогический совет.
Участники: педагогический коллектив.
Этапы подготовки:
1.Создание творческих групп, их инструктаж, определение заданий
для групп.
2. Анализ материалов, выявление тенденций.
3. Разработка сценария педагогического совета, компьютерной презентации, оформления педсовета.
4.Объявление к педсовету.
Оформление педсовета:
1.Компьютерная презентация.
2.На доске высказывания:
“Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить».
Роджер Левин
«Знать что-либо наизусть –
все равно, что не знать ничего;
это значит владеть тем,
что дано лишь на хранение памяти».
М. Монтень
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее добывать»
А. Дистервег
Слайд 4. План проведения педагогического совета
1. Вступление директора УО Цыбулько А.П. (организационный момент: цель и задачи педагогического совета).
2. Компетентностный подход и его реализация в образовательном процессе. Доклад с мультимедийной презентацией (заместитель директора по УР Абазовик Е.Е.).
3.Компетентностный подход в организации развивающей среды в дошкольной группе (воспитатель дошкольного образования Цедрик И.М.).
4. Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках в начальной школе (учитель начальных классов Белявская Н.А.).
5.Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе преподавания белорусского языка и литературы (учитель белорусского языка и литературы Яблонская Г.А.).
6. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания географии на основе использования информационно-коммуникативных технологий (учитель географии Цыбулько И.В.).
7.Компетентностный подход в преподавании химии (учитель химии Нестерович О.В.).
8. Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога
(учитель-дефектолог Досина Г.В.).
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании.
9. Проект решения педагогического совета.
10. Рефлексия педагогического совета.
Слайд 5. По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранный урожай – нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна.
Эмерсон Р.У.
(Ра́льф Уо́лдо Э́мерсон (Ralph Waldo Emerson, 1803—1882) — американский эссеист, поэт и философ; один из виднейших мыслителей и писателей США).
Выступление зам. директора по УР Абазовик Е.Е.
Уважаемые коллеги, позвольте начать наш педагогический совет с небольшой викторины.
1. Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
3. От чего умер Базаров? (От заражения.)
4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
5. Назовите формулу площади круга. (nR<sup>2</sup>)
6. При каком императоре было отменено крепостное право? (При Александре I1.)
7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
10. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)
11. Что производит на архитекторов Европы самое сильное впечатление при посещении Санкт- Петербурга? (Реки, мосты, решетки.)
Посчитайте, пожалуйста, сколько у каждого правильных ответов. Кто их присутствующих ответил на все вопросы, 10, 9, 8 и т.д. Возможно, вы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться.
В 2016 году Беларусь заняла 98-е место из 149 в рейтинге процветания Legatum Prosperity Index. Индекс процветания legatum является ежегодный рейтинг, разработанный Институтом Легатум, подразделение частной инвестиционной компании Легатум. Рейтинг основан на различных факторах, включая богатство, экономический рост, образование, здоровье, личное благополучие и качество жизни. В рейтинге 2017 года было 149 стран, а Норвегия возглавила список, за которой следовали Новая Зеландия и Финляндия. В 2013 году двадцать семь из 30 стран демократий. Итоговое место стран в рейтинге определяется по сумме баллов на основе 104 факторов, объединенных в 9 категорий: экономическое развитие, бизнес и предпринимательство, государственное управление, образование, здоровье, безопасность, свобода личности, социальный капитал и окружающая среда. Среди стран – соседей Беларуси самое высокое место в рейтинге занимает Польша (34-е место). В частности, Россия – 95-е место, а Украина – 107-е. Возглавляет рейтинг Новая Зеландия. Также в пятерку самых процветающих стран вошли Финляндия, Швейцария и Канада.
В категории «Образование» Беларусь занимает 41 место (Россия – 25).
Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук.
Слайд 6. Именно поэтому в настоящее время в Беларуси продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Слайд 7. Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.
Слайд 8. Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция.
Но до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность».
Слайд 9. Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Слайд 10, 11. Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков для успешной деятельности в определенной области. Конкретное наполнение понятия "компетенция" связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества.
Таким образом, определено пять ключевых компетенций Слайд 12, которыми "должны быть оснащены специалисты.
Эти компетенции следующие:
• «... политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
• компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом ка то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации всё большую важность приобретает владение более чем одним языком;
• компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
• способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
Слайд 13. Ключевые образовательные компетенции
Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?».
Слайд 14. Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
Слайд 15. Компетентностный подход позволяет
Слайд 16, 17. Что же должен уметь педагог?
Компетенция становится сферой отношений, существующих между знанием и действием в жизненной практике. Одной из ключевых компетенций школьника является учебно-познавательная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
А, значит, задача учителя состоит не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности учащихся в школе.
Слайд 18. В чём же отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного (по парам выполняют самостоятельно, распределяя предложенные варианты по колонкам, далее – обсуждение):
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
1.Цель обучения |
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
2.Основная формула результата образования |
«Знаю, что» |
«Знаю, как» |
3.Характер образовательного процесса |
Репродуктивный: что нового узнал |
Продуктивный (практика и самостоятельная работа), чему научился |
4.Содержание учебных программ |
Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга |
Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи) |
5.Отбор учебного материала |
Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» |
Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?» |
6.Доминирующий компонент процесса |
Контроль |
Практика и самостоятельная работа |
7.Технологии |
Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е запланированным ЗУнам |
Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку. |
8.Характер контрольных процессов |
Статистические методы оценки учебных достижений |
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения) |
9.Результат |
ЗУНЫ |
Ключевые компетенции |
Слайд 19. Компетентностный подход в организации развивающей среды в дошкольной группе (воспитатель дашкольного образования Цедрик И.М.).
На развитие ребёнка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда, воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности ребенка, его ближайшего развития и действия. Среда детского сада создаётся для развития компетентности и закладывания знаний, навыков, опыта отношений, опыта деятельности, самостоятельности у детей.
Слайд 20. Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках в начальной школе (учитель начальных классов Белявская Н.А.).
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Учащиеся начальной школы много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность, в процессе которой и приобретается этот опыт. Задача педагога - создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации.
Слайд 21.Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе преподавания белорусского языка и литературы (учитель белорусского языка и литературы Яблонская Г.А.).
В настоящее время необходимо работать над созданием особой модели обучения русскому языку. Главное в ней – освоение языка учащегося в процессе создания реального языкового продукта, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности, соотнесение его (процесса) с конкретной жизненной ситуацией, со своими интересами, переживаниями.
Слайд 22. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания географии на основе использования информационно-коммуникативных технологий (учитель географии Цыбулько И.В.).
Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.
Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. География как учебный предмет открывает для этого массу возможностей.
Слайд 23. Компетентностный подход в преподавании химии (учитель химии Нестерович О.В.).
В школьном образовании химия - это предмет, изучение которого предоставляет необходимые дидактические возможности и средства формирования основных компетенций, усвоение химических знаний способствует формированию компетентности школьника, выпускника и будущего специалиста. Воплотить эти возможности в жизнь путём повышения качества преподавания, используя компетентностный подход - задача современного учителя химии.
Слайд 24. Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога (учитель-дефектолог Досина Г.В.).
Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Зам. директора по УР Абазовик Е.Е.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?
Безусловно, таких возможностей в образовательном процессе немало. Это современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса учащихся. Но, к сожалению, используя всё это, мы не всегда получаем те результаты, которых ожидаем.
Говорят, что, если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения всё нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.
Слайд 25. Проект решения педагогического совета:
1. Продолжить работу по обеспечению качества образования путем организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.
Ответственные: педагоги. Срок: до 31.03.2018, далее – постоянно.
2. При планировании образовательного процесса уделять внимание формированию ключевых компетенций учащихся, выбирать соответствующие методы и формы организации обучения.
Ответственные: педагоги. Срок: до 31.03.2018, далее – постоянно.
3. Провести промежуточную диагностику затруднений педагогов по реализации компететностного подхода, спланировать в соответствии с ее результатами проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов по актуальной тематике в 2018/2019 учебном году.
Ответственные: педагог-психолог Досина Г.В. Срок: до 31.03.2018.
4. Руководителям МО способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО.
Ответственные: руководители МО. Срок: до 31.03.2018, далее – постоянно.
5. Провести методическую неделю «Учитель высшей категории – компетентный учитель».
Ответственные: зам. директора по УР. Срок: с 23.04.2018 по 27.03.2018.
6. Обеспечить рост вовлеченности учащихся в проектно- исследовательскую деятельность, конкурсы, олимпиады для формирования и развития коммуникативной и учебно-познавательной компетентностей.
Ответственные: зам. директора по УР, учителя-предметники.
Срок: до 31.05.2018, далее – постоянно.
7. Организовать участие педагогов в обучающих семинарах, проводимых специалистами МОИРО, АПО, Национального института образования, по реализации компетентностного подхода.
Ответственные: зам. директора по УР.
Срок: до 31.05.2018, далее – постоянно.
Слайд 26. РЕФЛЕКСИЯ “5 причин”:
Укажите 5 причин необходимости реализации компетентностного подхода: 1.____________________________________________________________ 2.____________________________________________________________ 3.____________________________________________________________ 4.____________________________________________________________ 5____________________________________________________________ |
Выводы:
- Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
- Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе предметного обучения).
- Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто первый взберется на вершину высокой горы.
Лягушек желающих поучаствовать в этом соревновании оказалось не мало.
Со всего леса собрались его обитатели, чтобы посмотреть, как лягушки потерпят фиаско и посмеяться над ними, так как задание казалось невыполнимым.
Соревнование началось и лягушки ринулись взбираться на вершину.
И тут же начались насмешки со стороны лесных гостей:
- «Ты посмотри на них, они же сейчас упадут все!»
- «Это же невозможно, что они о себе вообразили!»
- «Вам никогда не достигнуть вершины!»
Лягушки начали падать с горы одна за другой.
Звери продолжали кричать:
- «Вы посмотрите как высоко, а Вы такие маленькие и слабые!»
- «Это же тяжело, а у Вас такие маленькие лапки!»
- «Вы же лягушки, а не орлы!»
Слыша эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции.
Прошло еще немного времени, и все лягушки попадали и отказались от своей цели.
Только одна лягушка упорно карабкалась на вершину. Несмотря на насмешки, громкие высказывания «невозможно» и тяжелый путь она взбиралась все выше и выше.
И вот настал тот миг, когда лягушка-победитель была уже на вершине горы, добралась до своей цели.
Все были удивлены и даже шокированы: «Как же эта маленькая лягушка могла вскарабкаться до вершины такой большой и плоской горы?»
Когда она спустилась, то к ней подошли участники соревнования и наблюдатели и спросили: «Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?»
А она просто была глухая! Она не слышала, что это "невозможно".
Невозможно – это всего лишь громкое слово.
Невозможно – это не факт. Это только мнение.
Невозможно - это не приговор. Это вызов.
Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно – это не навсегда.
Невозможное - возможно!