Цель:
Помочь учащимся закрепить и систематизировать знания по правилам дорожного движения.
Задачи:
- повторить правила дорожного движения при переходе дороги, сигналы светофора, дорожные знаки;
- формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков; развивать речь, внимание, память; расширять словарный запас по дорожной лексике;
- воспитывать дисциплинированность в соблюдении ПДД и безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитывать чувство товарищества, уважительного отношения к людям, желание прийти на помощь.
Ход мероприятия
Учитель:Сегодня мы собрались с вами, чтобы снова поговорить о правилах безопасного поведения на дорогах.
Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей в Школе Светофора. Беда может подстерегать нас повсюду. Чтобы этого не случилось, помните о том, что:
За свою судьбу в ответе
Учитель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Почему светофор называется светофором?
- слово это составлено из двух частей: свет и фор. Свет – это слово понятно. Слово фор произошло от греческого слова форос, что означает несущий или носитель. А всё вместе – светофор – значит носитель света, несущий свет. Он и верно несёт свет, причём трёх разных цветов.
Почему для светофора были выбраны именно эти три цвета?
Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане. Зелёный виден несколько хуже, но зато в спектре он стоит далеко от красного и его нельзя с ним спутать.
-Расскажите, что вы знаете про цвета светофора.
Ученики.
Красный свет нам говорит:
- Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Игра "Красный, желтый, зеленый"
Учитель.
Внимание! Глядит в упор
На вас трехглазый светофор.
Зеленый, желтый, красный глаз –
Он каждому дает указ!
На красный свет все стоят молча,
на желтый - хлопают,
на зеленый - шагают на месте.
Итак, начали.
Есть сигналы светофора!
Подчиняйся им без спора!
Ученик 1.
Светофор.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий Светофор.
Ученик 2
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше не пускает.
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Ученик 3.
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
«Ехать можно, путь открыт».
Ученик 4.
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен светофор.
Ученик 5.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
Ученик 6.
По сигналу светофора
Через улицу идем.
И кивают нам шоферы:
«Проходите, подождем».
Ученик 7.
На красный свет - дороги нет,
На желтый - подожди.
Когда горит зеленый свет,
Счастливого пути!
Учитель: Вот сегодня мы с вами поговорим о назначении светофора.
(Входит ученик в костюме светофора, в руках круги красного, жёлтого и зелёного цветов)
Светофор: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светофор. Я сегодня я буду учить Ёжика, Лису, Зайца, Петуха и Буратино правилам дорожного движения. А заодно и вас проверю, знаете ли вы правила дорожного движения. Ребята, мои ученики ещё не приходили?
Все: Нет!
(Появляется Ёжик)
Светофор: Вот и Ёжик появился. Здравствуй, Ёжик!
Ёжик: Здравствуй, Светофор!
(Бежит Лиса)
Лиса: Я не опоздала? Ой, забыла: здравствуйте!
Все: Здравствуй, Лисонька!
(Появляются Петух и Заяц)
Оба: Здравствуйте все!
Все: Здравствуйте!
Светофор: Все собрались?
Ёжик: Братцы, а где же Буратино?
(Все персонажи повторяют этот вопрос, обращаясь друг к другу. Ёжик уходит и возвращается на машине)
Ёжик: Садитесь скорей, мы поедем и обязательно найдём Буратино.
(Все, кроме Светофора садятся в машину. Светофор поднимает круг зелёного цвета)
Светофор: Ехать модно, путь открыт!
Все(едут и поют): Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Ёжик: Мы ищем Буратино.
Лиса: И мы его найдём.
Все: И правила движения
Все вместе разберём!
Заяц: Я кого-то вижу!
Лиса: Это, кажется, кот Мурзик переходит улицу.
Ёжик: Стой! Не смей переходить –Красный свет впереди!
Лиса: Беги, беги скорей, успеешь, мы ещё далеко.
Петух: Ку-ка-ре-ку, скорей!
Заяц: Постой, не беги!
(Машина с шумом тормозит. Кот, мяукая, убегает)
Светофор: Ребята, можно было перебегать улицу или нет? Почему нельзя.
Все: Горел красный свет!
Светофор: Молодцы, ребята! (Поднимает круг жёлтого, затем зелёного цвета, машина продолжает движение. Все сидящие в ней поют: «Мы едем, едем, едем…»)
Петух: Ку-ка-ре-ку!
(Появляется Шарик. Он мчится за мячом, подбрасывает мяч вверх)
Шарик: Мне машина нипочём!
Буду здесь играть с мячом!
(Пинает мяч, тот попадает под машину и с шумом лопается)
Шарик: Ой, бедный мой мячик, что с ним стало!
Ёжик: Скажи спасибо, что с тобой ничего не произошло.
Светофор: Ребята, помните: играть на проезжей части улицы нельзя. Это очень опасно!
(Поднимает круг зелёного цвета, машина уезжает под песню «Весёлые путешественники». Появляется Буратино)
Буратино: Странно, где же все? Пойду по дороге и найду их.
(Въезжает машина и чуть не сбивает Буратино. Светофор мигает всеми глазами по очереди)
Светофор: Как тебе не стыдно, Буратино! Ты разве не знаешь, что по проезжей части дороги ходить нельзя?
Заяц: Буратино, тебе не больно?
Петух: Нехорошо, нехорошо!.
Ёжик: Вечно с тобой что-то случается.
Лиса: Нельзя быть таким глупым.
Светофор: Я думаю, Буратино всё понял.
Буратино: Я, конечно, виноват и обязательно выучу правила дорожного движения.
Светофор: А ребята тебе помогут. Запомни: у меня три глаза – красный, жёлтый, зелёный. Красный свет – перехода нет; жёлтый – подожди, посмотри, какой зажжётся сигнал; зелёный – смело переходи улицу. Сейчас с ребятами мы поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный». Когда я подниму круг зелёного цвета, все должны встать и шагать на месте, на жёлтый – смирно стоять, на красный – сесть на место. Ребята и Буратино, будьте внимательны.
(Игра «Красный, жёлтый, зелёный». Сначала Буратино допускает ошибки, ребята и Светофор его поправляют, после чего все команды Буратино выполняет правильно)
Светофор: Я рад, что и ребята, и Буратино всё поняли. До свидания! (Уходит)
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый,
(Шагаем на месте.)
Людям машет: не ходи!
(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)
Здесь машины едут прямо,
(Руки перед собой.)
Пешеход, ты погоди!
(Руки в стороны.)
Посмотрите: улыбнулся,
(Руки на пояс.)
Приглашает нас идти.
(Шагаем на месте.)
Вы, машины, не спешите,
(Хлопки руками.)
Пешеходов пропустите!
(Прыжки на месте.)
Учитель: Ребята, у нас в гостях постовой-регулировщик. (Входит)
Регулировщик: Здравствуйте, ребята! Мы живём с вами в большом и красивом городе с широкими улицами. По улицам движется много легковых, грузовых машин, едут автобусы, троллейбусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей и пешеходов, правила дорожного движения. Скажите, ребята, где можно переходить улицу?
Ученик: Только по пешеходному переходу или у светофора.
Регулировщик: Где нельзя играть?
Ученик: Нельзя играть на проезжей части.
Регулировщик: На какой свет светофора мы переходим улицу?
Все: На зелёный.
Регулировщик: Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
Ученик: Надо посмотреть налево и направо, убедиться, что вблизи нет машин, и только тогда переходить.
Регулировщик: Молодцы, ребята. На все вопросы ответили правильно. Помните, что игры на улице в любой момент могут обернуться бедой. Всегда выполняйте правила дорожного движения!
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Всего вам хорошего! До свидания! (Уходит)
Учитель: Спектаклю нашему конец, а кто слушал – молодец! Вот сейчас мы и проверим, кто же из вас молодец. А для этого нужно ответить на вопросы:
-Для чего служат светофоры на дорогах?
-Какие сигналы светофора вы знаете?
-Как нужно переходить улицу, где нет светофора?
(Ответы учащихся)
Игра «Светофор». Каждый из вас на дороге является пешеходом, поэтому, вы изобразите при помощи пантомимы, что делают пешеходы, когда видят сигналы светофора: идут (дети изображают ходьбу на месте), стоят (дети стоят), или готовятся идти (дети поднимают ногу).
Памятка соблюдения правил дорожного движения.
Учитель (обобщая, ещё раз проговаривает).
• Переходи улицу только у перекрестков или там, где есть знак «Переход» и широкие поперечные полосы на мостовой. И только тогда, когда на светофоре загорится зеленый свет.
• Если светофора здесь нет, то, выходя на проезжую часть, посмотри сперва налево - приближается ли какая-нибудь машина. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо - не идет ли машина оттуда. А если идет, остановись и подожди, пока пройдет.
• Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Подожди, пока пройдет.
• Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет или когда загорится сигнал «Идите».
• Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, не идет ли за ним другая машина, шофер которой тебя не видит. Но еще лучше подождать, когда они уедут, и тебе станет видна вся улица.
Игра
(Ребята хором отвечают на вопросы «да» или «нет».)
- Быстрая в городе езда? -Да!
- Правила знаешь движения? -Да!
- Вот в светофоре горит красный свет
- Можно идти через улицу? - Нет!
- Ну, а зеленый горит, вот тогда
- Можно идти через улицу? -Да!
- Сел в трамвай, но не взял билет.
- Так поступать полагается? - Нет!
- Старушка, преклонные очень года,
- Ты место в трамвае уступишь ей? - Да!
- Лентяю ты подсказал ответ,
- Что ж, ты помог ему этим? – Нет!
Учитель.
-Молодцы, ребята, запомним, что«нет» и что «да»,и делать, как нужно, старайтесь всегда.
Викторина
1. Какие сигналы светофора вы знаете?
2. Где должны ходить пешеходы?
3. Где должны ездить автомашины?
4. Как обозначается пешеходный переход?
5. Можно ли играть на улице. Почему?
6. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
7. Как нужно переходить улицу, если нет светофора?
8. Для чего служат дорожные знаки?
9. Где можно кататься на велосипедах?
10. Почему нельзя играть на мостовой?
11. В каких местах можно переходить улицу?
12. Когда надо начинать переход улицы?
Ученик:
Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу
Должны умноженья.
На мостовой - не играть,
Не кататься,
Если здоровым ты хочешь остаться!
Учитель:
Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя - тротуар!
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход!
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди
И направо взгляни потом.
Учитель: Все молодцы! Спасибо всем!
<font color="#000000" face="Times New Roman, serif"> </font>