Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Условия для успешной организации самостоятельной работы обучающихся

Дата: 14 апреля 2021 в 10:39

1.  Целенаправленный характер работы. Цель каждого задания должна быть осознана обучающимся. Это достигается четкой формулировкой цели работы и с ознакомлением с алгоритмами самостоятельной работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Они должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Действительная самостоятельность, побуждающая работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для ребят, а сами обучающиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. Формирование простейших навыков самостоятельной работы на первых занятиях (составление планов, конспектирование, наличие докладов). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Предложение таких заданий, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей.

5. Учет индивидуальных темпов работы обучающихся. Выполнять это условие можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных обучающихся, педагог должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым ребятам количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили правило или алгоритм деятельности, научились самостоятельно применять его для решения учебных задач.

6. Вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7. Планомерное и систематическое включение самостоятельной работы в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы обучающихся занимается весь коллектив педагогов, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

8. Разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой. Здесь нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9. Руководящая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.